Принудительная посадка самолета, следовавшего рейсом Афины-Вильнюс, обернулась невиданными санкциями Евросоюза, по сути заблокировавшего «Белавиа». Как белорусы будут летать в Европу? Что будет с национальной авиакомпанией? Как она рассчитается за самолеты, полученные в лизинг, — поинтересовалась газета «Белорусы и рынок» у эксперта.
Не худшая часть
Авиакомпания «Белавиа» — часть «национального бренда». И далеко не самая худшая его часть. Да, у летающих не только лоукостерами белорусов есть масса претензий к ней по стоимости билетов, но в целом крупнейший авиаперевозчик Беларуси достойно представляет страну.
В том числе и потому, что регулярно обновляет свой флот. Сегодня он насчитывает 30 воздушных судов (один Boeing 737-8, девять Boeing 737-800, два Boeing 737-500, три Boeing 737-300, пять Embraer 175, семь Embraer 195 и три Embraer 195-E2).
Не все машины «свежие», то тот же Boeing 737-8 – это новейшая модификация «737», эксплуатируется в мире с 2017 года. Этот новый (не «бывший в употреблении») самолет «Белавиа» получила» 8 апреля, первой в регионе! Он – первый из пяти, договор на поставку которых был подписан с лизинговой компанией Air Lease Corporation (ALC) в июле 2018 года. Согласно общедоступным данным, стоимость одного такого судна – 117,1 млн долларов.
«Самолеты нового поколения Boeing 737-8 постепенно заменят эксплуатируемые авиакомпанией Boeing 737-300 и 737-500, что позволит существенно обновить парк воздушных судов «Белавиа». Также нельзя не отметить, что самолеты 737-8 обладают лучшими характеристиками: они более экологичные и экономичные. Это позволит сделать то, чего от нас так ждут: снизить стоимость авиабилетов», — заявил тогда генеральный директор «Белавиа» Игорь Чергинец.
9 мая «Белавиа» получила третий Embraer E195-E2, также новейшую модификацию в «линейке», перевозящую пассажиров с 2019 года. Это самый большой самолет семейства E-Jets E2 – он может вмещать до 146 пассажиров, у «Белавиа» — 125 человек (9 мест в бизнес-классе и 116 - в экономклассе). Озвученная цена самолета этой модели – 60 млн долларов. Это самый тихий, экологичный и экономичный самолет в своем классе. Кстати, первый из Embraer E195-E2 был получен 24 декабря 2020 года. И все эти машины также были приобретены в лизинг, как и суда Boeing - договор с AerCap Holdings N.V. был подписан в феврале 2020 года.
Всего за 8 лет сотрудничества с Embraer «Белавиа» получила 12 самолетов.
Не случись инцидента с рейсом Афины-Вильнюс, в 2021 году национальный авиаперевозчик наверняка воплотил бы свои планы (вывести из эксплуатации 5 Boeing 737, три из которых летают с 2008 года, еще два— c 2003-го) в жизнь. Ведь в феврале, заступая на должность генерального директора «Белавиа», Игорь Чергинец заявил, что компания планирует продолжить обновлять парк за счет самолетов нового поколения: «Это будет способствовать расширению маршрутной сети, открытию новых направлений и увеличению пассажиропотока», - заявил тогда он.
Исключения из ICAO не последует, но…
«Белорусы и рынок» обратились к эксперту, много лет связанному с авиаотраслью с просьбой ответить на несколько вопросов, касающихся возможных сценариев развития событий вокруг «Белавиа» (он пожелал остаться неназванным).
— Есть ли вероятность исключения Беларуси из Международной организации гражданской авиации (ICAO)?
- Думаю, на это не пойдут. Это долгий процесс, и должны быть серьезные причины: нарушения со стороны «Белавиа». А, как мы понимаем, их в случае с самолетом Ryanair не было. Думаю, принятыми санкциями ЕС и ограничится, запретив летать «Белавиа» и другим белорусским компаниям («Трансавиаэкспорт», «РубиСтар», Rada Airlines и «Генекс») в Евросоюз и перенаправив свои самолеты в обход нашего неба. Вторая причина – от исключения из ICAO пострадают простые люди, те же пилоты, чьи летные документы будут аннулированы.
— Смогут ли белорусы летать в Европу на российских самолетах? Ведь в Крым же авиакомпании РФ летают.
— Считаю, так и будет. Парк у того же «Аэрофлота» огромен – сотни судов. Есть еще «Россия», «Победа», другие крупные перевозчики. Выделить пару десятков «на Беларусь» — не проблема. Вполне возможно, что летать на них будут наши летчики, пока суда «Белавиа» будут стоять на приколе. Правда, не все самолеты могут летать в ЕС, и дело не в технических характеристиках. Просто большинство из российских судов «приписаны» на Виргинских или Бермудских островах, и дабы избежать санкций, летать авиакомпании из РФ будут на Ту-204 или Superjet. Наверняка этот вопрос будет обсуждаться в Сочи на днях.
— Есть ли вариант того, что самолеты «Белавиа» (пока россияне будут бороздить просторы ЕС вместо нас) будут летать в России или из нее в страны Азии? Ведь даже если удастся поставить на паузу договор на лизинг еще четырех Boeing 737-8, за один-то точно придется платить ежемесячно. А три свежих Embraer E195-E2 по 60 млн долларов? Что с ними? А предыдущие суда, по которым еще не один год рассчитываться?.. Договорятся ли об «обмене» в Сочи?
— Возможно и договорятся, но маловероятно. Зачем российским авиакомпаниям конкурент, да еще в тяжелое время выхода из кризиса, вызванного пандемией? Решение этого вопроса будет сначала политическим — в Сочи, затем, если добро от Путина будет получено, наступит второй этап — согласования на уровне министерств. Но я скептически смотрю на эти перспективы хотя бы потому, что обещанных кредитов Кремль не дает, до сих пор третий транш прошлогоднего в «зависшем» состоянии. Кроме того, сокращены поставки нефти на «Нафтан», россияне опасаются санкций США. А если сейчас будут приняты еще и европейские санкции в отношении «Белавиа», а вероятность этого велика, то никто в Россию ее не пустит.
Не из пистолета даже, а из гранатомета
— Так что же, «Белавиа» придется вернуть все самолеты, взятые в лизинг? Или же Банк развития, который выдал кредит, рассчитается с производителями? А может, деньги достанут из карманов белорусов напрямую, из бюджета?
— Похоже на то, что власти, с чьей подачи каша и заварилась, не бросят национального авиаперевозчика на произвол судьбы. Тем более что это не старые борты, а новые суда, даже новейшие, самые современные. Но денег-то в бюджете нет. Получается, что мы сами себе выстрелили в ногу. Даже не из пистолета, а из гранатомета.
—Во вторник один из телеграм-каналов обнародовал документ за подписью Игоря Чергинца, где сказано, что из-за запретов на полеты в ЕС компанию могут ждать сокращение расходов, численности работников, простой в некоторых подразделениях и отпуска. В «Белавиа» работает почти 2000 человек, сколько из них могут лишиться работы?
— Не единицы, и не десятки. Увольнения или сокращения, наверняка будут очень существенными, очень.
— Как бы вы в целом оценили происходящее после принудительной посадки самолета ирландской компании в Минске?
— То, что случилось – очень серьезно. Это кошмарный по силе удар по экономике страны. И санкции будут очень серьезные. Ведь львиная доля полетов между экономическими центрами мира (ЕС, США, Китай) проходит мимо Беларуси, которую, к тому же, не так и сложно облететь.
— Получается, «Белавиа» может обанкротиться?
— Вполне. Ведь у нее нет своих денег. По итогам 2019 года прибыль составила 68,2 млн рублей, за 2020 год, пандемийный, чистый убыток составил более 91 млн рублей. А долги (из-за лизинга) выросли с 503 до 771 млн рублей.
А в 2021-м добавились Boeing 737-8 за 117 млн долларов и пара Embraer 195-E2 за 120 – в сумме задолженность стала больше минимум на 600 млн рублей.
А доходы куда скромнее. Чергинец недавно сказал о том, что удалось восстановить перевозки пассажиров, обвалившиеся из-за пандемии, на 60−65%. «Белавиа» в мае выполняла регулярные рейсы по 44 маршрутам, сейчас лишится 25-ти, причем весьма прибыльных.
Впрочем, все наши рассуждения о вариантах сейчас не имеют, по моему мнению, особой ценности – все определится в Сочи. Там будет принято политическое решение.