Ухудшение отношений Беларуси со странами Запада, а также углубление и расширение секторальных санкций против официального Минска могут негативно сказаться на проектах с китайскими инвестициями в Беларуси. Об этом говорится в аналитической записке «Отношения Беларуси и Китая в 2021 году», подготовленной экспертами Совета по международным отношениям «Минский диалог».
Автор записки Ольга Кулай проанализировала двусторонние отношения стран после мая текущего года и дала прогноз развития белорусско-китайского сотрудничества в будущем.
Динамика развития отношений
В последние полгода белорусско-китайские отношения демонстрировали позитивную динамику. В политической сфере стороны демонстрировали взаимную поддержку в международных организациях и тесную координацию позиций. Белорусская сторона акцентировала позитивный фон политического взаимодействия, как пример альтернативных возможностей и перспектив в противовес западным санкциям.
В сентябре Александр Лукашенко записал видеообращение к участникам Глобального саммита торговли услугами в Пекине, где подчеркнул важность расширения сотрудничества с Китаем как одним из ключевых партнеров Беларуси в сфере экспорта и импорта услуг.
Также развивалось региональное, гуманитарное и медицинское взаимодействие. Стартовал Год регионов Беларуси и Китая, состоялась новая поставка китайской вакцины Sinopharm Vero Cell.
Значительные изменения – расширение, уточнения и упорядочение – произошли в специальном правовом режиме индустриального парка «Великий камень» с принятием (в июне) и вступлением в силу (в сентябре) новой редакции указа президента о совершенствовании правого режима парка.
Реакция на вызовы и сближение позиций
Ольга Кулай отмечает, что основное влияние на белорусско-китайские отношения в период с весны 2021 года оказали не региональные события вокруг Беларуси (инцидент с рейсом Ryanair в конце мая, миграционный кризис и др.), а санкции ЕС, Великобритании, США, Швейцарии против отдельных должностных лиц, юридических лиц и организаций Беларуси, которые были приняты западными странами как реакция на локальные и региональные события.
Китай довольно сдержанно отреагировал на ситуацию с посадкой самолета: представитель китайского МИД ограничился комментарием о неясности ситуации и необходимости избегать эскалации. Однако, когда ЕС, Великобритания и США анонсировали вступление в действие санкционных мер и пакетов по отношению к лицам и организациям Республики Беларусь, реакция китайской стороны изменилась на осуждение односторонних санкций и призыв к невмешательству во внутренние дела Беларуси.
«Санкционное давление на Китай со стороны США и на Беларусь со стороны стран Запада стало дополнительным драйвером сближения позиций на международной арене и более тесной координации по широкому спектру вопросов. Белорусская сторона сделала ряд заявлений по поддержке китайской позиции в ООН по ключевым для Китая темам – факту происхождения COVID-19, вопросам Тайваня, Тибета и Гонконга – и образовала с Китаем более тесную коалиционную группу в голосованиях в международных организациях», – говорится в аналитической записке.
Китайская поддержка для Беларуси также выражается в продолжении поставок вакцины Sinopharm в качестве безвозмездной помощи (500 тыс. доз вакцины в сентябре, еще 1 млн доз закуплен белорусской стороной самостоятельно), в продолжении реализации ряда проектов за счет средств технико-экономической помощи (бассейн и футбольный стадион в Минске), а также оказании министерствам Беларуси безвозмездной помощи (например, МИД Беларуси в сентябре).
Прогноз
Несмотря на положительную динамику в двусторонних отношениях, сближение и тесную координацию по международным вопросам, которые сложились под влиянием санкций по отношению к Беларуси, активность на политическом треке может существенно расходиться с экономическим взаимодействием.
По мнению Ольги Кулай, дальнейшее ухудшение отношений Беларуси с ЕС, США и другими странами, углубление и расширение секторальных санкций против Минска могут негативно сказаться на проектах с китайскими инвестициями в Беларуси, которые ориентированы на рынки западных стран и/или имеют западных партнеров.
В то же время эксперт считает, что гуманитарное и медицинское сотрудничество продолжат развиваться и не потеряют актуальность во время очередной волны пандемии. Эти направления будут также развиваться в контексте индустриального парка «Великий камень» в рамках новой редакции указа о правовом режиме парка с расширением сфер его деятельности (биофармацевтика, медицинская продукция, медицинское обслуживание).
Экономическое сотрудничество также останется важным направлением в белорусско-китайских отношениях – продолжится рост белорусского экспорта продовольственной продукции в Китай в абсолютном выражении, однако его удельный вес в общем объеме экспорта сможет увеличиться лишь умеренно.
Справка:
Согласно Директиве «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой» от 3 декабря 2021 года Беларусь планирует довести к 2025 году экспортные поставки в КНР до уровня в сумме не менее 2 млрд долларов.
В 2022-2025 годах ставится задача привлекать ресурсы от китайских фондов и банков для финансирования инвестиционных проектов в Беларуси в размере не менее 500 млн долларов США в эквиваленте ежегодно.
В 2022-2024 годах намечено привлекать заемные ресурсы КНР для рефинансирования госдолга в объеме не менее 300 млн долларов в эквиваленте ежегодно.
В 2022-2023 годах ставится задача привлечь китайские компании и финансовые институты в Китайско-Белорусский инвестиционный фонд в качестве соучредителей.
Также запланировано привлечь безвозмездную технико-экономическую помощь правительства КНР в объеме не менее 500 млн юаней в год на развитие «Великого камня», оснащение оборудованием Госкомитета судебных экспертиз, таможенных и пограничных служб, реализацию действующих проектов по строительству социального жилья.