Из-за необходимости соответствовать общественным ожиданиям многие художницы, писательницы и исполнительницы оказывались в тени коллег-мужчин. Они были не менее талантливы мужчин, но, увы, сегодня о них знают только немногие.
Об уникальных, но несправедливо забытых женщинах рассказывает Forbes.ru
Мария Анна Моцарт: композитор, сестра Вольфганга Амадея Моцарта
Сестра известного австрийского композитора Мария Анна родилась в 1751 году. С раннего детства отец обучал ее, как и брата, игре на музыкальных инструментах. В семь лет она уже освоила клавесин, и через три года, в 1762-м, отец устроил детям европейское турне. Вундеркинды пользовались популярностью, и Мария Анна часто получала более высокие гонорары за выступления, чем ее брат Амадей.
Несмотря на успешные гастроли, когда Марии Анне исполнилось 18 лет, отец запретил ей выступать и попросил задуматься о замужестве. За год до этого умерла ее мать, и некоторые историки полагают, что отец музыкантов просто хотел, чтобы кто-то вел домашнее хозяйство. Мария Анна в ожидании замужества провела целых 15 лет и вышла замуж только в 33 года.
Сохранилось несколько свидетельств о том, что Мария Анна сочиняла музыку. Свою самую первую симфонию в 1764-м Моцарт мог написать в соавторстве с сестрой, также их отец в письмах упоминал, что Мария Анна создает музыкальные произведения. Похоже, она через всю жизнь пронесла свою привязанность к искусству — в пользу этого говорит тот факт, что после смерти своего мужа в 1801 году Мария Анна начала давать частные уроки игры на пианино.
Из-за кардинально разных образов жизни брат и сестра перестали общаться: Амадея Моцарта ждала мировая слава, а его сестру — жизнь среднестатистической женщины той эпохи.
Эмили дю Шатле: философ, возлюбленная и соавтор Вольтера
Имя Эмили дю Шатле далеко не так известно, как имена мужчин, которых она редактировала, критиковала или вдохновляла.
Она родилась в 1706 году, активную научную деятельность начала в 1733-м, когда после рождения детей решила продолжить образование и познакомилась с французским философом Вольтером в кругу общих знакомых. Эмили дю Шатле долгое время считали просто его музой. Однако вместе с Вольтером она изучала оптические явления и написала на основе исследований эссе, которое затем вошло в расширенном и переработанном виде в труд Вольтера «Основы философии Ньютона».
В течение долгих лет Эмили переводила на французский «Математические начала натуральной философии» Ньютона и сделала 180-страничный комментарий к нему. Этот перевод признан классическим, и до сих пор эту работу ученого издают в переводе дю Шатле. В 1740-м она опубликовала «Основания физики» под видом учебника для своего сына, так как хотела завуалировать серьезный характер книги. В этом труде исследовательница соединила физику Ньютона с метафизикой Лейбница.
Одновременно дю Шатле критиковала некоторые идеи философа Джона Локка. Другой философ, Иммануил Кант цитировал Эмили в работе «Мысли об истинной оценке жизненных сил», но не указал ее имени при заимствовании. Подобным образом поступили с ней и авторы «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», которые использовали наработки ученой в статье о метафизике.
Эмили дю Шатле прожила с Вольтером почти 15 лет, но умерла во время родов и долгое время оставалась известна лишь как неофициальная жена философа, а не как равный ему соавтор.
Гарриет Тейлор-Милль: философ и суфражистка, жена Джона Стюарта Милля
Британский философ Джон Стюарт Милль был известным борцом за права женщин, но его жена Гарриет Тейлор-Милль по иронии судьбы оказалась забыта. Сам он писал, что жена «частично была автором всего лучшего, что есть в моих работах».
Гарриет родилась в 1807 году, в 19 лет она в первый раз вышла замуж. Спустя четыре года после замужества, в 1830-м, она была представлена Стюарту Миллю. У новых знакомых оказалось много общих интересов: оба они в разной степени размышляли над нетривиальной для тех времен проблемой прав женщин. В 1833-м они вместе написали эссе «О браке», в котором рассуждали в том числе о праве на развод. Но в викторианской Англии подобное было невозможно, и Гарриет смогла выйти замуж за Джона Стюарта Милля только после смерти первого мужа. Их отношения шокировали консервативное общество XIX века.
Заслуги Гарриет Тейлор-Милль в разработке теоретических основ женских прав, возможно, еще предстоит оценить, так как она предпочитала публиковать свои работы под именем мужа или анонимно. Вместе с тем степень ее участия в работе над знаменитым эссе «О подчинении женщины» Джона Стюарта Милля до сих пор вызывает споры. Одни ученые полагают, что Гарриет была соавтором мужа в этой работе, другие — что эссе было полностью написано ею и лишь опубликовано под именем мужа. Она помогала создавать и другие работы Джона Сюарта Милля, например, эссе «О свободе», которое посвящено индивидуальной свободе личности и ограничениям со стороны государства, а также труд «Принципы политической экономии», в котором анализировались различные политические системы. Для этой работы Гарриет написала главу «О возможном будущем трудящихся классов».
Авдотья Панаева: писательница, жена Николая Некрасова
Авдотья Панаева была не только гражданской женой поэта Николая Некрасова и его музой, но и самостоятельным автором.
В ее литературных работах можно найти черты феминистской прозы. Публикуя произведения, как и многие другие писательницы, под мужским псевдонимом (Н.Станицкий), она выступала в защиту прав женщин. В своей дебютной повести «Семейство Тальниковых» Панаева описывала собственное тяжелое детство, а в романе «Женская доля» размышляла о личной независимости на примере четырех героинь, которые вынуждены пройти через тяжелые жизненные испытания из-за ограничения права на развод и неравного положения незаконнорожденных детей по сравнению с теми, которые появились в браке.
Сама Авдотья, устав от деспотизма матери, в 17 лет решила выйти замуж, чтобы избавиться от давления родственников. В 1837 году она стала женой журналиста Панаева, но очень скоро их брак превратился в формальность из-за измен мужа. В 1843-м Авдотья познакомилась с поэтом Николаем Некрасовым.
Панаева была знакома практически со всеми известными писателями и литературными критиками конца XIX века, что отразилось в ее «Воспоминаниях». Мемуары она опубликовала в 1889 году, но об их существовании забыли, пока Корней Чуковский не переиздал их в 1927-м. С тех пор это произведение считается одним из ценнейших источников о кружке литературного критика Виссариона Белинского.
Камилла Клодель: скульптор, ученица Огюста Родена
Камилла Клодель родилась в 1864 году, с детства увлекалась лепкой и мечтала стать профессиональным скульптором. Ее мать была резко против желания дочери заниматься искусством, так как считала, что оно не подходит для женщин. Но Камилла не сдавалась. В 1882 году она поступила в частную художественную академию Коларосси, одну из немногих, в которые принимали женщин. Одновременно брала уроки у известного в то время скульптора Альфреда Буше. Как-то Буше нужно было уехать в Италию по делам, и он попросил Огюста Родена подменить его на занятиях. Так произошло знакомство, определившее будущее Камиллы на ближайшие 10 лет. Очень скоро их отношения переросли в личные, несмотря на то, что постоянной спутницей Родена была Роза Бере.
Камилла стала натурщицей Родена, несколько скульптур они создали вместе. В 1892 году их отношения сошли на нет, и Камилла всеми силами пыталась избавиться от влияния бывшего соавтора на свое творчество. В этот период она создала «Сплетниц» и «Волну», вдохновляясь стилем ар-нуво и гравюрами Хокусая, одного из самых известных художников в истории японского искусства.
В 1900 году Камилла получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже, а Октав Мирбо, французский писатель и друг Родена, сказал о ней: «Бунт против природы: женщина-гений». В 1905-м Клодель получила награду от Салона французских художников (ежегодной художественной выставки, проводившейся в Париже) за скульптуру «Отверженная, или Вертумн и Помона», обратив тем самым внимание профессионального сообщества на свое мастерство. В том же году прошла ее персональная парижская выставка в галерее художника Эжена Блота.
Но все знали ее как ученицу Родена. Несмотря на признание в среде художников и скульпторов, коммерческим успехом творчество Клодель не пользовалось. После выставки у Камиллы произошел нервный срыв: на глазах у друзей она вела себя странно и агрессивно. С 1906-го по 1912 год она жила как затворница, уничтожала свои скульптуры и сжигала наброски. В 1913-м брат Камиллы Поль Клодель поместил ее в лечебницу для людей с ментальными расстройствами в Нейи-сюр-Марн. Через год из-за Первой мировой войны ее перевезли в другой приют, где она 30 лет доживала свой век в безвестности.
Современные арт-критики начинают отдавать ей должное вне связи с Роденом: в 2017 году в городе Ножан-сюр-Сен открылся музей ее творчества.
Людмила Маяковская: художница, сестра Владимира Маяковского
Людмила Маяковская родилась в 1884 году. Как и брат Владимир, она проявляла способности к рисованию, поэтому в 1910 году окончила набивное отделение Императорского Строгановского училища.
В том же году Людмила всего за два месяца после начала работы на «Трехгорной мануфактуре» стала заведующей отделом аэрографии. Кроме того, художница изобрела новую технологию печати и запатентовала ее, что позволило производить ткани с необычными абстрактными узорами в виде ярких взрывов краски. Маяковская также подсказала своему брату, что плакаты для серии «Окон РОСТа» быстрее и эффективнее печатать трафаретным методом и даже принесла с фабрики некоторые инструменты для этого.
Ткани, которые она создавала, ценили не только в СССР: в 1925 году Людмила была награждена Серебряной медалью Всемирной выставки в Париже. В 1987-м на выставке в Италии ее текстильный дизайн особо отметил Джорджо Армани.
Свое мастерство Людмила Маяковская передавала ученикам во ВХУТЕМАСе и Московском текстильном институте, обучая студентов работе с рисунками и тканью. Она также помогала сохранять память о брате после его гибели: была одним из редакторов его полного собрания сочинений, выступала за открытие персонального музея поэта, а когда он был создан — подарила ему много вещей, принадлежавших Владимиру Маяковскому.
Бронислава Нижинская: хореограф, сестра Вацлава Нижинского
Бронислава Нижинская родилась в 1891 году и была третьим, младшим ребенком в семье. В 1902-м Бронислава решила пойти по стопам брата Вацлава и поступила в Императорское театральное училище (сейчас Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). В 1908-м Нижинские стали работать в кордебалете Мариинского театра, но из-за конфликта Вацлава с руководством ушли. Позже они вместе блистали в дягилевских «Русских сезонах», но затем Нижинский рассорился и с Дягилевым, и Бронислава снова ушла вместе с братом. Тот решил собрать свою труппу, но потерпел финансовую неудачу и был вынужден распустить танцоров. С того момента пути сестры и брата разошлись. Вацлава Нижинского ждал крах: он не выдержал личных провалов, а также потрясения из-за начавшейся Первой мировой войны. Его сестра стала успешным педагогом и постановщиком танцев.
В 1919-м году Бронислава открыла в Киеве свою хореографическую студию «Школа Движения», но спустя два года ей пришлось эмигрировать из-за революции. Дягилев позвал ее обратно в свою труппу постановщиком. В историю «Русских сезонов» Бронислава Нижинская вошла как первая и единственная женщина-хореограф. Она начала экспериментировать и поставила неоклассический балет «Свадебка». Но несмотря на то, что она была хореографом девяти новаторских постановок «Русских сезонов», Дягилев предпочел ей Джорджа Баланчина, другого известного танцора того времени. Проработав у Дягилева четыре года, Нижинская отправилась в самостоятельное плавание.
С 1925-го по первую половину 1930-х балерина гастролировала по Европе с небольшими труппами, ставила номера для танцовщицы Иды Рубинштейн, в 1934-м ее пригласили в качестве хореографа в голливудский фильм «Сон в летнюю ночь» — экранизацию классического произведения Шекспира. Известие о начале Второй мировой войны застало Брониславу Нижинскую в Лондоне. Она переехала в США, где стала работать в Американском театре балета и концертном зале Голливуд-боул, а после создала собственную балетную школу.