Белстат опубликовал данные о принятых и уволенных на рынке труда в мае текущего года. Там сохраняется устойчивая тенденция к снижению занятости. За месяц было принято на работу 44,5 тысяч человек, а число уволенных составило почти 56 тысяч.
При этом разница между принятыми и уволенными в мае (11,5 тысяч человек) значительно меньше, чем месяцем ранее.
Тем не менее с начала года суммарный разрыв между наймом и увольнениями уже превысил порог в 40 тысяч человек, что повторяет численные значения проблем рынка труда прошлого года (за январь-май 2022 они составляли 43 тысячи человек).
Где наблюдается наибольший отток кадров?
Сейчас экономика проходит сезонные пики сокращения числа занятых в таких крупных отраслях, как здравоохранение и образование. На это накладываются устойчивые неблагоприятные тенденции в транспорте, стройке и торговле. Все это делает рынок труда депрессивным, но вместе с тем конкурентным, поскольку бизнес испытывает дефицит квалифицированных кадров на фоне эмиграционных проблем, пишут эксперты проекта "Кошт урада".
Антилидером по увольнениям в мае стала столица (минус 3,9 тыс человек), а лучше всего себя показали Брестская и Могилёвская области («всего» минус 1 тыс человек). По остальным областям: Гомельская область — минус 1,4 тыс, Витебская — минус 1,3 тыс, Минская — минус 1,2, Гродненская — минус 1,5 тыс. человек.
Основу белорусской экономики составляет сфера промышленности. Здесь в мае потери рабочих рук составили 1,8 тыс. человек. Месяцем ранее здесь был зафиксирован резкий рост превышения увольнений над числом принятых (-5,8 тыс.), т.е. ситуация в мае стала лучше. Однако “отрицательный рост” занятости сохраняется. В современной экономике занятость в промышленности может безболезненно снижаться вместе с ростом производительности труда и перетоком кадров в сферу услуг. Однако, судя по ситуации в прочих отраслях белорусской экономики, это не наш случай.
В мае продолжился отток в сфере “Информация и связь”, основу которой составляют айтишники. Превышение уволенных над нанятыми здесь составило 716 человек. С одной стороны, в текущем году отток стал заметно ниже. С другой - Белстат перестал публиковать данные по сфере IT, в результате чего понять реальные масштабы оттока айтишников сложнее, и высока вероятность того, что картина размывается более красивыми данные по “неайтишным” специальностям, водящим в сферу “Информация и связь”.
В мае выросли потери в сфере занятости в госуправлении. За месяц разница между принятыми и уволенными в пользу оттока кадров выросла с 26 человек в апреле до 170 человек в мае. Почти половина оттока пришлась на занятых в сфере государственного управления в столице. К слову, число чиновников снижается в Минске уже седьмой месяц подряд, а вот кузница белорусских управленческих кадров — Могилевская область — напротив, второй месяц имеет положительный баланс принятых и уволенных в данной сфере.
Торговля потеряла в мае более 2 тысяч человек. Это неожиданно, т.к. показатели товарооборота в экономике сейчас, напротив, носят устойчиво положительный характер. Основу оттока составили потери рабочих рук в розничной торговле, однако и оптовая торговля сокращает кадры. На этом фоне рост показывает только занятость в сфере торговли автомобилями. После резкого провала прошлого года некоторое оживление здесь может быть связано с повышенным спросом на авто на фоне роста заработков в Беларуси и высоким спросом на авто на российском рынке.
Динамика занятости в сфере строительства тоже вызывает вопросы. С одной стороны, в мае в очередной раз фиксируется существенное превышение увольнений над принятием новых рабочих (отток кадров составил 698 человек). Это может объяснять негативную динамку жилищного строительства текущего года, однако не объясняет рост инвестиций в основной капитал, динамика которых должна была положительно сказаться на рынке труда в строительстве.
Наконец, транспортная сфера. В мае отток составил почти 600 человек. Это сейчас одна из наиболее проблемных сфер белорусской экономики, которая при нормальных условиях могла быть очевидным драйвером роста из-за выгодного географического положения. Однако сейчас, после очередных проблем с пересечением границы для большегрузных автомобилей, транспортная отрасль в Беларуси имеет все шансы упасть еще сильнее.