Среди них - выставка фотографий Даниила Парнюка "Со-творение. Хроника семейной жизни", которая демонстрируется до 22 февраля в галерее визуальных искусств NOVA Центральной городской библиотеки им Я. Купалы в Минске. С 14 по 18 февраля проходят "Дни белорусско-шведской фотографии в Витебске", организованные посольством Швеции совместно с Центром фотографии (Минск) при поддержке Шведского института. Впервые в стране 20 февраля в галерее "Лабиринт" Национальной библиотеки Беларуси состоится I "Портфолио-ревю", которое проведет для белорусских фотографов Центр фотографии в Минске при поддержке посольства Швеции, Шведского института и при участии Национальной библиотеки Беларуси.
О работах, представленных на выставке, о белорусской фотографии в целом и о предстоящем "Портфолио-ревю" корреспондент "БР" побеседовал с Даниилом Парнюком.
- В течение года я фиксировал, что происходит с человеком, когда он начинает познавать мир. Для только что родившегося каждое мгновение - встреча со светом, с холодным воздухом, с водой, со своим отражением, с едой, со вкусом, буквально все - открытие. Целый год я снимал свою дочь Варвару, честно следовал за ней с фотоаппаратом. Первый год жизни человека особенно богат на впечатления, и я при помощи фотоаппарата пытался зафиксировать очарование этого периода.
Я надеялся, что зритель, знакомясь с этой серией фотографий, сможет заново пережить момент открытия мира. Я попытался обобщить то, что происходило со всеми, и мне кажется, что это получилось, потому что на открытии выставки у большого количества людей я видел слезы на глазах. Очевидно, в этих работах есть что-то такое, что соединилось с интимными переживаниями каждого зрителя и запустило свои механизмы, о которых я и не подозревал.
- При подготовке к выставке не было опасения, что зрители придут и скажут: "Ну, детей снимают и непрофессиональные фотографы"? Тем более что сейчас технические возможности позволяют стать фотографом без особых усилий.
- Я не люблю делить фотографов на профессионалов и непрофессионалов. Я видел выставки любительских фотографий, подготовленные западными кураторами. При попадании в контекст эти фотографии начинают работать как нечто очень серьезное, потому что в бытовой любительской фотографии есть много правды. Она близка к реальности и при правильной подаче может стать профессиональным продуктом. Точно так же, если профессионал отдаст свою работу для иллюстрации, например, газетного текста, фотография приобретает иной смысл, чем на выставке.
При массовости, которая наблюдается сейчас, есть, конечно, риск некоторой девальвации фотографии как искусства, но я бы не стал оценивать ситуацию с какой-то одной стороны. Прекрасно, если люди стремятся к самовыражению посредством фотографии, что у них появился для этого доступный инструмент. Важно лишь, чтобы появилась и критическая самооценка своих работ, а также тяга к образованию. Только тогда, когда ты ничего не знаешь, тебе кажется, что ты самый лучший.
Я думаю, мы сейчас наблюдаем фотографический бум. Каждый второй считает себя фотографом, участвует во всевозможных конкурсах. И это в общем-то хорошо. Однако в фотографии есть мнимая доступность. Каждый, кто берет в руки фотоаппарат и делает 300 снимков, хотя бы один из них находит удачным, и тогда думает: "О, так я фотограф!".
В действительности искусство фотографии не такое легкое и доступное, и к пониманию этого приходишь не сразу. Когда я читаю про себя в газетах "известный минский фотограф", всегда улыбаюсь, потому что сам себя ощущаю в начале пути. Я 10 лет занимаюсь фотографией, и тем не менее всегда нахожусь в некоторой растерянности, когда решаю, что снимать и как снимать. И это чувство растерянности, я думаю, сопровождает и самых матерых профессионалов.
- А что сейчас, на ваш взгляд, происходит в белорусской фотографии?
- Я думаю, что как таковой общей линии развития белорусской фотографии нет. Есть очаги, которые вспыхивают в местах активизации отдельных людей в этой области. У нас все держится на энтузиастах, которые служат музе фотографии. Например, жизнь Владимира Парфенка в течение последних по меньшей мере 15-20 лет посвящена фотографии. Есть круг людей, которые разделяют его точку зрения на фотографию, это авторы галереи NOVA.
Несколько десятилетий существует фотоклуб "Минск", который презентует фотографию с другой эстетикой. Вокруг идей клуба также объединен круг людей. Есть другие, меньшие по масштабу объединения. Но нет общего поля и общего взгляда на фотографию. И пока нет школы фотографии в том виде, в котором они есть в других странах.
- Даниил, на следующей неделе пройдет "Портфолио-ревю" - необычное мероприятие для белорусских фотографов. Вы будете встречаться с экспертами?
- Да, я хочу показать им свои работы, потому что это редкая возможность получить профессиональную оценку своих фотографий. Особенно важно, что состав экспертного совета - международный.
У меня новый взгляд на фотографию и даже на свои работы появляется, когда я отправляюсь в путешествие по Европе, посещаю местные музеи и галереи, встречаюсь с фотографами и мы показываем друг другу фотографии. По крайней мере, становится ясно, в каком новом контексте можно воспринимать свои работы. А тут люди сами приезжают, причем пять из десяти экспертов - специалисты высокого уровня из разных стран.
Насколько я знаю, даже те из белорусских фотографов, которые работают достаточно глубоко и серьезно, заинтересованы показать свои работы экспертам, несмотря на то, что они уже признанные мастера. Я думаю, что участие в "Портфолио-ревю" - это и возможность показать свои работы людям, которые потенциально могут быть заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве с фотографом. Где еще можно будет встретиться, например, с галеристом из Швеции? Для многих участие в этом мероприятии - это шанс заявить о себе, потому что мы по-прежнему находимся за "железным занавесом", и то, что происходит в нашей стране, очень герметично.
- Отрицательные отзывы не опасаетесь услышать?
- А что, мы боимся услышать правду? Информация не обязательно должна быть ласкающей уши. Профессиональный взгляд, подметивший твои недостатки, поможет сделать первый шаг к прогрессу, потому что по пути заблуждений можно идти всю жизнь.
В Беларуси событие такого масштаба состоится впервые, и это большой подарок для белорусских фотографов, потому что можно будет ознакомиться с какой-то новой точкой зрения на то, что ты делаешь. Это полезно.
Наша культура и фотография как ее составная часть никак не соприкасаются, не пересекаются с европейской традицией. В Европе фотография интенсивно развивается уже второе столетие, а мы пока находимся в ситуации догоняющих. Вопрос в том, есть ли у нас свое собственное фотографическое видение, своя национальная самоидентификация в фотографии. Я думаю, что об этом как о явлении сейчас говорить не приходится. Возможно, "Портфолио-ревю" станет своего рода "лакмусовой бумажкой", которая покажет нам самим в первую очередь, насколько мы интересны.