Комитет госконтроля в декабре провел «горячую линию» для оценки качества банковских услуг. Граждане пожаловались на высокие штрафные санкции банков. Будет ли государство их ограничивать?
Неприглядная сторона кредита
В ходе общения с населением Комитет госконтроля выяснял «недобросовестные практики», которые используют банки в процессе работы с населением.
«Жители разных регионов и столицы рассказали о ситуациях, в которых они сталкивались с навязыванием банками дополнительных услуг, деятельностью финансовых консультантов, кредитных брокеров. Поступили жалобы на необоснованно высокую стоимость услуг или завышенные размеры штрафов», — сообщил Комитета госконтроля по итогам «горячей линии».
Банковский кодекс Беларуси на данный момент штрафные санкции за несвоевременное погашение кредита де-факто не ограничивает и в ряде случаев штрафные санкции могут оказаться весьма болезненными для кредитополучателей.
По данным на декабрь 2021 года, «Беларусбанк» за несвоевременное погашение основного долга по кредиту устанавливает повышенную (увеличенную в 1,3 раза) процентную ставку. А в случае несвоевременной уплаты процентов за пользование кредитом банк также начисляет пеню, которая будет ежедневно (!) увеличивать долг кредитополучателя.
Схожие и даже более высокие штрафные санкции в других банках. Например, в «Приорбанке» штрафные санкции выражаются в начислении пени и процентной ставки, увеличенной в 1,5 раза, а «МТБанк» неплательщикам кредитов устанавливает процентную ставку, которая вдвое превышает изначальный размер.
В результате кредитополучателям, если они несовременно рассчитаются по кредитам, может потребоваться обслуживать проблемный долг по очень высокой процентной ставке (от 30% до 60% годовых в зависимости от условий банка). Помимо этого, банки за каждый день невыплаченных процентов по кредиту начисляют пеню, и если долго тянуть с погашением кредита, то задолженность может быстрыми темпами накапливаться.
«Дьявольские» проценты: история вопроса
Несколько лет назад, возмущаясь высокими штрафными санкциями банков по кредитам, Республиканская партия труда и справедливости направила президенту письмо и жаловалась на чрезмерно высокие штрафные санкции со стороны банков. «Банки действуют «по закону», накручивая дьявольские проценты и увеличивая штрафы, вынуждают человека продать машину, мебель, квартиру, чтобы погасить долг», — говорилось в письме партии.
В госорганы поступали и другие жалобы. По этой причине Национальный банк последние пять лет несколько раз направлял рекомендательные письма банкам с предложением как-то ограничить размер штрафных санкций.
А к настоящему времени центральным банком подготовлены изменения в Банковский кодекс, которые предусматривают ограничение размера штрафных санкций.
С целью недопущения увеличения долговой нагрузки и ухудшения финансового состояния кредитополучателей законопроект предусматривает запрет на взимание банками процентов в повышенном размере в случае несвоевременного возврата кредита. Кроме этого, законопроект предусматривает ограничение максимального размера неустойки (штрафа, пени), уплачиваемой в связи с неисполнением денежных обязательств по кредитному договору.
В Национальном банке корреспонденту газеты «Белорусы и рынок» сообщили, что на данный момент подготовленный документ обсуждается и в случае успешных согласований может быть вынесен весной на рассмотрение в парламент.
Петля не должна затягиваться
Некоторые представители банковского сектора констатируют, что на фоне рекомендаций Нацбанка, которые поступали последние пять лет, ограничили размер штрафных санкций.
«Мы наблюдали несколько волн снижения штрафных санкций за последние пять лет. В результате у нас сейчас штрафные санкции не на много превышают ставку по самым дорогим кредитам», — рассказал корреспонденту «Белорусы и рынок» член правления одного из банков.
По его мнению, добросовестные кредитные организации не заинтересованы в ухудшении финансового положения кредитополучателей.
«Если человек попал в долговую петлю, то она не должна затягиваться. Штрафные санкции — хороший инструмент, чтобы мотивировать кредитополучателя поскорее выполнять свои обязательства, но этот инструмент не должен использоваться для того, чтобы забрать у семьи все имущество», — полагает топ-менеджер одного из банков.
С таким мнение согласны и экономисты.
«Штрафные санкции не должны генерировать сверхприбыль для банков», — подчеркнула в комментарии корреспонденту «Белорусы и рынок» старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC (Киев) Анастасия Лузгина.
Эксперт обратила внимание, что финансовая грамотность населения в Беларуси остается на относительно невысоком уровне. «Люди, подписывая кредитные договора, в ряде случаев не вдаются в детали, не понимают всех своих обязательств, а затем удивляются большим штрафным санкциям за несвоевременный возврат кредита», — констатирует Анастасия Лузгина.
В этих условиях, полагает экономист, без регулирования не обойтись.
«Ограничения по размеру штрафных санкций нужны, чтобы не доходило до крайностей, когда их размер сопоставим с величиной взятого кредита. Поэтому логично, что этим вопросом сейчас занимаются законодатели», — резюмировала Лузгина.