Второй месяц подряд белорусы покупают больше валюты, чем продают. Потому что зарплаты растут, а доверие к рублю, наоборот, падает. Дефицит доверия может стать фактором дополнительного давления на валютный рынок. Не меньшим по значению, чем ухудшение дел во внешней торговле.
В ноябре компании купили валюты на 2,4 млрд долларов, а продали на 2,1 млрд. Покупка валюты населением была больше, чем продажа на 57 млн. Хотя весь остальной год, за исключением января и октября, люди продавали валюты больше, чем покупали. Но в октябре чистая покупка составила всего 16 млн долларов. То есть за месяц она выросла в четыре раза.
«На валютном рынке сейчас спрос на валюту превышает ее предложение. В таких условиях Нацбанк, скорее всего, продавал иностранную валюту в последние несколько недель, чтобы балансировать спрос и предложение на валютном рынке», — сказал сайту "Белорусы и рынок" эксперт BEROC Анатолий Харитончик.
«Пока эти операции судя по всему не столь масштабны, как были в кризисные моменты».
Неудивительно, что в условиях растущего спроса на валюту курс белорусского рубля последние две недели снижался. Причем, снижался сразу ко всем основным валютам. Даже к российский рублю, который и сам переживает не лучшие времена.
«Последние недели две белорусский рубль ослабляется и ослабляется в терминах корзины иностранных валют», — сказал Харитончик.
Ослабление рубля и увеличение спроса на валюту стало закономерным следствием политики стимулирования экономики. В последние пару месяцев, чтобы оживить начавшее притормаживать производство и любой ценой выполнить свои годовые планы власти закачали в экономику еще больше денег чем обычно. За октябрь реальные доходы населения выросли на 16%.
Выполнению планов, дополнительное стимулирование помогло. За десять месяцев рост ВВП составил 3,8%. Ровно столько, сколько власти запланировали себе на весь год. А вот для финансовой стабильности, как видим, это стимулирование было уже не так полезно.
При этом в следующем году стимулировать экономику придется больше и чаще. И, скорее всего, без заметной пользы. Потому что три месяца подряд белорусские предприятия работают на максимуме своих производственных возможностей. И это значит, что каждый процентный пункт экономического роста будет обходиться все дороже. Но останавливаться власти все равно не собираются.
«Судя по их заявлениям, программным документам, будет продолжаться квазиэмиссионная поддержка госсектора», — сказал Харитончик.
Все идет к тому, чтобы белорусский валютный рынок, белорусская финансовая система в следующем году пережили заново такой волнующий опыт 2011 года. Потому что так уж устроена белорусская экономика. Если в стране появляются лишние денежные знаки, то рано или поздно тем или иным способом эти денежные знаки все равно окажутся на валютном рынке. И будут потрачены на то, чтобы купить доллары и евро. Как это было в 2011, 2014 и 2015 годах. И как много раз случалось в 90-е. Для нашей страны это уже стало практически законом природы. Как постоянная планка или предельная скорость света. Но эксперименты над экономикой не способствуют росту доверия к национальной валюте.