Вакцинация. От экспорта к паспорту

2021-03-30 07:35:32
"Мария САДОВСКАЯ"

Страны ЕС не могут достичь согласия по распределению вакцины от COVID­19, блокируют некоторые уже утвержденные вакцины и готовятся вводить «прививочные паспорта».

«Прививочный национализм»

К 9 марта из Евросоюза в 31 страну мира экспортировано более 34 млн доз вакцин, хотя при этом в самом ЕС было вакцинировано только 8 % населения. Наибольшие поставки осуществлены в Великобританию и Канаду. Среди европейских лидеров возникло подозрение, что производители вакцин высылают дозы за пределы Евросоюза в обход договоренности. С конца января компании, желающие экспортировать вакцину из ЕС, должны запрашивать разрешение как в стране, где происходит производство, так и в Европейской комиссии. Поэтому в начале марта Италия решила остановить отправку в Австралию 250 тыс. доз вакцины AstraZeneca. Причина, которую назвали итальянские власти, — «несоблюдение обязательств по поставкам <…> перед Европейским союзом и Италией в частности». Решение Рима поддержали в Еврокомисии, а также во Франции и в Германии. Таким образом, в объединенной Европе начала формироваться новая система контроля за вакцинами, производимыми на ее территории.

Однако внутри ЕС также нет согласия. Несколько стран под предводительством Австрии написали жалобу в Еврокомиссию о несправедливом распределении вакцин.

Канцлер Австрии Себастьян Курц вместе с лидерами Латвии, Болгарии, Словении и Чехии призвали обсудить на саммите ЕС вопрос о распределении вакцин. В письме президенту Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен и президенту Европейского совета Шарлю Мишелю они отметили, что совместно закупленные вакцины не доставляются в страны — члены ЕС пропорционально их населению.

Еврокомиссия довольно быстро отреагировала и подтвердила то, что было хорошо уже несколько месяцев: когда проводились централизованные закупки, некоторые страны не оставили заявки на все вакцины, на которые они имели право, а другие скупили дополнительные дозы. Комиссия отметила, что она была намерена распределять строго пропорционально, но именно правительства ЕС выбрали более гибкий подход. «Если государства-члены захотят вернуться к пропорциональной основе, им нужно будет достичь согласия», — говорится в заявлении Комиссии.

Нужно отметить, что непропорциональность распределения вакцин во многих случаях объясняется финансовыми соображениями. Ряд стран решили дождаться более дешевой AstraZeneca, а Германия, Франция и некоторые другие члены ЕС купили «ненужные» остальным партии более дорогих вакцин. На саммите ЕС 25 и 26 марта к вопросу координации по вакцинам вернутся и попытаются достичь новых соглашений.

Боязнь побочных эффектов

У более доступной, британско-шведской вакцины AstraZeneca обнаружился возможный побочный эффект, в связи с чем вакцинацию с ее помощью приостановили Дания, Германия, Эстония, Словения, Норвегия, Австрия, Исландия и Ирландия. Речь идет о том, что чрезвычайно редко, у 22 человек из 3 миллионов, после введения дозы образовались тромбы в крови. Такое чрезвычайное повышение свертываемости крови не было указано в списке возможных побочных эффектов. И хотя многие страны, в том числе Индия и Великобритания, продолжили применение AstraZeneca, страны ЕС обратились к Европейскому медицинскому агентству с просьбой срочно рассмотреть случаи смерти от нарушений свертываемости крови после вакцинации. Ранее и ВОЗ, и ЕМА заявили, что смертельные случаи от тромбоэмболии не связаны с вакцинацией.

Производство рядом с домом

Понимая, что на производимые в других европейских странах вакцины не всегда можно рассчитывать, все больше государств ЕС выбирает долгосрочную стратегию: перенести производство домой. В частности, в производстве вакцин начал участвовать завод IDT Biologika в немецком городе Дессау. Предприятие получило поддержку правительства региона в рамках национальных усилий по обеспечению поставок и добавлению вакцин в экспорт Германии.

Правительственную поддержку государственно-частному центру по производству вакцин пообещала и Италия, а Австрия, Дания и Израиль планируют создать совместный фонд исследований и разработок и изучат возможность производства собственных вакцин нового поколения.

Речь идет не только о том, чтобы привить собственное население, но и чтобы как можно быстрее «запустить» глобальную экономику за счет экспорта вакцин в другие регионы мира. Некоторые страны уже заключают предварительные соглашения о закупках.

Как показала практика, в противном случае государства могут слишком сильно зависеть от поставок транснациональных корпораций. Так, ни власти отдельных стран ЕС, ни Еврокомиссия ничего не смогли сделать с сокращением в январе поставок AstraZeneca более чем наполовину и отказе компании перенаправить в ЕС бельгийскую вакцину, предназначенную для Великобритании, где привито уже более 30 % населения.

IDT Biologika планирует превратить завод по разливу и упаковке вакцин в фабрику по производству готовых вакцин. Компания заявляет о планах с конца 2022 года производить от 30 до 40 млн доз в месяц, что, как сообщил агентству Рейтер генеральный директор Юрген Бетцинг, сделает ее одним из крупнейших производителей в Европе и позволит распределять не менее 360 млн доз в год внутри ЕС.

Власти Германии еще не зарезервировали право на покупку какой-либо из этих вакцин, но правительство намерено разработать план мер по поддержке и стимулированию долгосрочных производственных мощностей по производству вакцин к 1 мая. Как отмечает Рейтер, фармацевтические компании настаивают на том, что долгосрочные гарантии закупок будут важнее для их инвестиционных решений, чем финансовая помощь перепрофилируемым предприятиям.

Хотя население ЕС составляет 450 млн человек, пока непонятно, как часто нужно будет повторять вакцинацию для укрепления иммунитета. Поэтому Берлин планирует ежегодно получать от IDT и других заводов 2 млрд доз противоковидной вакцины. Для сравнения: AstraZeneca заявила о намерении произвести к концу этого года до 3 млрд доз своей вакцины, что сделает ее крупнейшим в мире производителем противоковидной вакцины.

Сейчас производство вакцин распределено глобально. Часто вакцины, прежде чем будут готовы к применению, путешествуют между несколькими странами и даже континентами. Так, на территории ЕС в производстве вакцин против COVID-19 участвуют более тридцати заводов от Швеции и до Испании.
Это касается всех вакцин, допущенных к обороту на территории Союза: AstraZeneca, Moderna, Pfizer/BioNTech и Johnson&Johnson. Так, последняя создается в Нидерландах и отправляется на разлив в США, после чего возвращается в Европу. Немецкая компания IDT Biologika планирует охватить все стадии цикла.

Вакцинная дипломатия

Под вопросом остается применение в Евросоюзе российской вакцины Sputnik V и китайской Sinovac. И Россия, и Китай активно предлагают свои вакцины на экспорт. Уставшие от долгих ожиданий некоторые европейские страны решили вакцинировать ими в качестве чрезвычайных мер. Среди них — Венгрия, Словения и Словакия, о подобных планах заявили Чехия и Польша. Последняя, правда, путается в пояснениях. Сначала на уровне министерства обороны упоминалась вакцина Sputnik V, но затем министр здравоохранения Адам Недзельски опроверг эту информацию. По его словам, страна не будет «рисковать здоровьем граждан» и не допустит на рынок не проверенную ведущими медицинскими агентствами вакцину. В то же время президент Польши Анджей Дуда в телефонном разговоре с китайским лидером Си Цзиньпином «по просьбе премьер-­министра Матеуша Моравецкого» поднял вопрос закупок китайской вакцины.

По поводу обеих вакцин единого мнения нет и в Брюсселе. Сейчас EMA в срочном порядке рассматривает, насколько эффективен и безопасен Sputnik V, а итальянско-швейцарская фармацевтическая компания Adienne согласилась производить его в Италии. Но руководство ЕС указало, что не желает добавлять их в свой портфель вакцин, который, по прогнозам, в этом и следующем году поставит 2,6 млрд доз. Глава Европейского совета Шарль Мишель 9 марта высказался достаточно резко: «Мы (ЕС. — Прим. М. С.) не должны позволить Китаю и России ввести нас в заблуждение. Политические режимы обеих стран продвигают намного менее желательные ценности, чем наши, и организуют чрезвычайно ограниченные, но широко рекламируемые операции по экспорту вакцин другим странам».

«Прививочный паспорт»

Еще одним камнем преткновения на пути к всеобщей европейской вакцинации является несогласие членов ЕС по вопросу создания цифрового паспорта вакцинации. Европейская комиссия заявила, что представит свои предложения в марте. Уже сейчас ряд государств Евросоюза, в частности Греция, Польша, Чехия, Италия, Испания и Португалия, освобождают от карантина либо разрешают беспрепятственный въезд гражданам, привитым от ковида. Однако Франция и Германия выразили обеспокоенность тем, что облегчение поездок для людей, которым сделали прививки, будет дискриминировать других, которые все еще ждут вакцинации. Министр здравоохранения Франции Оливье Веран неоднократно говорил, что еще слишком рано обсуждать «паспорта вакцинации», так как все еще неясно, предотвращает ли вакцинирование бессимптомную передачу вируса. Такого же мнения придерживается Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Ранее Еврокомиссия заявляла, что не будет спешить с принятием решения о выдаче паспортов, пока большая часть населения ЕС остается невакцинированной. Однако в планах ЕК — вакцинация 70 % взрослого населения к лету 2021 года. В этом случае значительная часть привитых захочет воспользоваться новоприобретенным иммунитетом и вернуться к краткосрочным поездкам за рубеж. Заинтересованы в таком развитии событий и крупные международные перевозчики.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!