Идея властей решить проблему нехватки рабочих рук наказанием тунеядцев, имеет нулевые шансы на успех. И не только потому, что заставлять работать тех, кто не хочет работать – экономически неэффективно. По мнению академического директора исследовательского центра BEROC Льва Львовского, дефицит рабочей силы в Беларуси – объективная экономическая реальность, которую нельзя изменить наказаниями.
Количество тех, кого белорусские власти считают тунеядцами, исчисляется сотнями тысяч человек. По минимальной оценке, речь может идти о полумиллионе трудоспособных белорусов, которые не заняты в экономике. А властям, конечно, очень хотелось бы их занять. Потому что дефицит кадров приобрел такой масштаб, что скоро некому будет производить прибавочный продукт.
«Нехватка кадров выходит сейчас на первый план и правительство это понимает», — сказал Львовский сайту «Белорусы и рынок».
Экономический блок предлагает решать проблему привлечением трудовых эмигрантов. И даже робко говорит о создании условий, которые позволили бы вернуться в страну уехавшим из нее белорусам. Об этом говорится в недавно принятой концепции национальной миграционной политики.
Но, по мнению Львовского, скорее всего, большинство ее положений так и останутся благими пожеланиями. Белорусским властям нужно слишком радикально изменить свою политику, чтобы эти пожелания стали реальностью. «Предложения экономического блока слишком хороши, чтобы быть правдой», — считает Лев Львовский.
Тем более что белорусское МВД предложило прибегнуть к проверенному методу угроз и наказаний: ведомство сообщило, что подготовило проект закона о наказании тунеядцев.
«Им кажется, что у нас есть много тунеядцев. И мы сейчас введем новый указ, более жесткий, чем старый и таким образом найдем новые трудовые ресурсы для заводов. Но новых ресурсов мы не найдем», — говорит Львовский.
Потому что избыток свободных рабочих рук – только иллюзия. Белорусские «тунеядцы», на самом деле не те, кем они кажутся. Большинство белорусских тунеядцев являются тунеядцами лишь в определении властей, для которых главный признак – формальная занятость, трудовая книжка и выплата отчислений в Фонд социальной защиты.
Современный мир немного сложнее, чем представления некоторых чиновников о реалиях советской экономики. Большинство тех, кого белорусские власти считают тунеядцами – это люди, которые работают, обеспечивают свои семьи и платят налоги.
А свободных рабочих рук в не хватает не потому, что в стране много людей, которые не хотят работать. А потому, что сотни тысяч белорусов уехали из Беларуси. Поэтому, людей в экономике действительно не хватает.
По словам Льва Львовского, безработица в Беларуси сейчас составляет 3,5%. И это не безработица, которой хвастается белорусский Белстат, учитывая только официально зарегистрированных безработных. Это безработица, посчитанная по методикам Международной организации труда. При том, что нормальный уровень безработицы для Беларуси составляет около 5%.
«У нас сейчас век низкой безработицы», — сказал Львовский.
Это означает, что уже сейчас люди со слишком низким уровнем компетенций, те, кто должен учиться или переучиваться, заняты в экономике. И экономике от этого больше вреда, чем пользы.
«Это увеличивает затраты, это ставит под угрозу другие части экономики», — сказал Львовский.
То есть, на самом деле в стране просто нет резерва трудовых ресурсов и нет лишних людей, которых можно было бы привлечь к труду. Поэтому, ничего из затеи с наказаниями за тунеядство не выйдет. По крайней мере, не выйдет ничего хорошего.