Тема зарплат банкиров, которых в Беларуси называют «жирными котами», вновь стала актуальной. Национальный банк направил рекомендательное письмо и де-факто запретил топ-менеджерам белорусских банках получать вознаграждение в других компаниях. Почему?
В Беларуси органы госуправления уделяют особое внимание теме корпоративного управления в финансовом секторе. Отчасти это объяснимо, ведь там аккумулируются большие деньги и если система управления финансовыми огранизациями будет хромать, то пострадают многие — и собственники бизнеса, и клиенты компаний, и многочисленные контрагенты.
События, которые порождали отзыв лицензий у белорусских банков, нередко были связаны именно с нарушениями в сфере корпоративного управления финансовыми организациями. Поэтому внимание Нацбанка к этой теме отчасти объяснимо, но почему центральный банк ей занимается именно сейчас?
Репутация имеет значение
Нацбанк курирует организации нескольких сегментов финансового рынка, в том числе банковский сектор и лизинговую отрасль.
Что касается последней, то в настоящее время в Беларуси дорабатывается закон о лизинговой деятельности, которого ранее в стране никогда не было. Проект закона предусматривает среди прочего и установление требований к квалификации и деловой репутации топ-менеджеров лизинговых компаний.
Однако центральный банк решил не ждать принятия закона, а своим нормативным актов (постановлением) установил требования к квалификации и деловой репутации руководителей лизинговых компаний.
Согласно постановлению Нацбанка, которое вступило в силу с 29 ноября, у руководителей лизинговых компаний должна отсутствовать судимость, правоохранительные органы не должны иметь к ним претензий. Безупречная репутация руководителей лизинговых компаний должна также предполагать отсутствие фактов «причастности к осуществлению, финансированию или иному пособничеству в осуществлении террористической, экстремистской деятельности».
Если в лизинговой отрасли требования к квалификации и деловой репутации топ-менеджеров были утверждены Нацбанком совсем недавно, то в отношении топ-менеджеров банков такие требования действуют уже много лет. При этом если топ-менеджеров лизинговых компаний пока не вызывают аттестацию в Нацбанк для подтверждения соответствия требованиям к квалификации и деловой репутации, то топ-менеджеры банков регулярно приглашаются на аттестацию в Нацбанк. И некоторые ее не проходят, лишаясь тем самым возможности занимать должность члена правления в коммерческом банке.
К слову, в 2021 году Нацбанк не аттестовал уже трех топ-менеджеров белорусского Альфа-Банка. Согласно официальной формулировке, они «не соответствует квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, предъявляемым для должностей заместителя руководителя, члена коллегиального исполнительного органа банка и Небанковской кредитно-финансовой организации».
Работать можно, только… бесплатно
Причины этих резонансных решений, последнее из которых было принято в ноябре, не озвучено. А тем временем центральный банк направил новые «рекомендации», касающиеся поведения топ-менеджеров коммерческих банков.
По информации газеты «Белорусы и рынок», в этот раз дело коснулось темы зарплат банкиров.
Национальный банк «в целях совершенствования организации корпоративного управления» рекомендовал комбанкам предусмотреть в своих локальных правовых актах положение о том, что участие председателя правления и других топ-менеджеров банка «в органах управления иных организаций осуществляется... без выплаты вознаграждения за выполнение соответствующих функций».
Поскольку рекомендательные письма центрального банка для представителей комбанков во многих случаях обязательны для исполнения, фактически можно говорить, что топ-менеджерам коммерческих банков запрещено получать деньги в других организациях, где они могут занимать высокие должности. Кстати, отчитаться об исполнении данной рекомендации банки должны были до 15 декабря.
При этом не совсем понятно, какие санкции ждут тех топ-менеджеров белорусских банков, которые, несмотря на «рекомендацию» Нацбанка, захотят продолжать получать вознаграждение в других компаний.
Во всяком случае в Национальном банке корреспонденту «Белорусы и рынок» сообщили, что пока дополнительной информации по этой теме не может предоставить. «Возможно, мы готовы будем вернуться к этой теме позже — когда появится больше информации о практической реализации рекомендаций», — отметили в Нацбанке.
«Жирные коты» вновь в центре внимания
В Беларуси тема зарплат топ-менеджеров банков всплывает на государственном уровне ежегодно. Каждый раз власти в той или иной форме подчеркивают, что с банкиров нужно «снять всякий жир» или с «жирными котами» нужно разобраться.
В связи с этим в Беларуси инициировались решения, направленные как на ограничения уровня зарплат в банковской сфере, так и на ограничения размера бонусов. А в прошлом году на фоне проблем, вызванных пандемией, Александр Лукашенко и вовсе напомнил «в 25-й раз» руководству Нацбанка о том, что топ-менеджеры банков не должны получать «никаких бонусов, никаких премий».
Наблюдатели предполагают, что в условиях жестких ограничений по оплате труда некоторые банкиры могли попытаться обойти их и стали «подрабатывать» в органах управления других (аффилированных) организаций.
Если эта версия верна, то фактический запрет топ-менеджерам банков получать вознаграждение в иных организациях — это не что иное, как реакция государства на действия банкиров, которые пытались легализовать свои более высокие доходы.
«Приведут ли новые ограничения в отношении зарплат банкиров к оттоку топ-менеджеров из банковской системы? Массовый отток маловероятен. Многие банковские работники не востребованы в других секторах экономики», — размышляет собеседник газеты «Белорусы и рынок» в финансовых кругах.
При этом вряд ли можно согласиться с тем, что тема зарплат банкиров, — это та задача, которой государству стоит сегодня уделять приоритетное внимание. В условиях западных санкций, политических и ковидных проблем государству, наверное, стоило бы обратить серьезное внимание на другие вопросы.
Но проверяющие органы в Беларуси любят заострять внимание именно на зарплатах «жирных котов». А когда это происходит, тогда и Национальному банку обычно к данному вопросу приходится подключаться.