94 тысячи человек. И динамика ускоряется. Для сравнения: в 2020-м население сократилось на 60,6 тысяч, в 2019-м - около 33 тысяч.
"Это, безусловно, немало, это сумма нашей низкой рождаемости, низкого прироста населения и повышенной смертности", - говорит экономист Центра экономических исследований BEROC Лев Львовский. "Сейчас мы находимся в самом демографически неблагополучном периоде: поколение так называемых бэби-бумеров, послевоенное поколение, было гораздо больше, чем поколение, которые входит в детородный возраст".
Минус 94 тысячи за 2021 год - это только официальные данные Белстата. На самом деле, страна потеряла гораздо больше людей. "Белстат не может адекватно оценивать количество людей, которые эмигрировали из Беларуси. Часть из них уезжала в Россию - а с ней у нас открытая граница. Кроме того, не каждый человек сообщает государственным органам, что он уезжает навсегда или надолго. Поэтому мы чаще всего можем оценить эмиграцию позже - через полгода-год, когда, например, страны ЕС говорят о количестве выданных ВНЖ", - говорит Львовский.
"Некоторые IT-компании вынуждены перевозить чуть ли не весь свой штат. Пока мы не можем сказать: это десятки тысяч человек или цифра приближается к ста тысячам", - объясняет экономист.
Беларусь не ресурсная экономика, все что есть в стране, все ее богатство создается трудом людей. В экономической теории отток населения - это всегда минус, по трем причинам, поясняет аналитик CASE Серж Навродский. "Во-первых, сокращается количество людей, которые работают в экономике, зарабатывают, создают продукт, добавленную стоимость. Во-вторых, люди платят меньше налогов. В-третьих, люди меньше покупают, покупательский спрос уменьшается. Во всей экономической истории я не видел примеров, когда меньшее количество населения приводило бы к лучшему состоянию экономики".
"Есть много областей экономики, где у нас не хватает людей, - уточняет Лев Львовский. - Но надо понимать, что человек - и субъект, и объект экономики одновременно. Люди сами создают рабочие места, новые идеи, а за счет этого в том числе и растет экономика. Если мы посмотрим на IT-сектор в Беларуси, он создавался из ничего. 30 лет назад нельзя было сказать, что нам не хватает ста тысяч айтишников. 30 лет назад всех хватало, но люди создали новые рабочие места с высокими зарплатами, с высокой добавленной стоимостью. И эти рабочие места последние годы обеспечивали нам до половины экономического роста Беларуси".
"У нас консолидированная пенсионная система. Это означает, что к середине 21-го века количество пенсионеров на одного работающего белоруса увеличится в полтора раза (8 пенсионеров на 10 человек трудоспособного возраста). Это значит, что нам надо будет либо сокращать пенсии в полтора раза к 2050 году, либо увеличивать налоги на работающего. Хотя наши налоги, наши отчисления в ФСЗН и так уже довольно большие", - заключает Львовский.