Между тем в течение января складские запасы увеличились с 61,1 до 84,6% от среднемесячного объема производства. Логично, видимо, предположить, что в такой же пропорции ухудшились и финансовое положение предприятий, и их перспективы.
Как всегда, в лидерах по накоплению неликвидной продукции - легкая промышленность, на складах которой осело почти два среднемесячных объема производства. А ведь к этому, по всей вероятности, следует добавить и запасы в розничной торговле, и продукцию, отправленную оптовым закупщикам, которые тоже столкнулись с обострившейся проблемой сбыта. И это при том, что легкая промышленность совершенно адекватно отреагировала на кризисные вызовы рынков сбыта, сократив объемы производства (январь 2009 г. к январю 2008 г.) на 17,4%.
Ненамного лучше обстоят дела в пищевой отрасли, работающей, как и легкая, непосредственно на удовлетворение бытийных потребностей населения. Хотя здесь в январе объем производства вырос по сравнению с декабрем на 7%.
В этом тоже проявляется определенная "советскость" нашего правительства, которое, видимо, считает, что народ все съест и выпьет. Но времена изменились, а с ними и предпочтения. Например, в декабре работа винодельческих и ликеро-водочных предприятий была, похоже, направлена на достижение максимальных объемов производства. В декабре по отношению к ноябрю производство водки выросло на 25%, виноградных вин - на 8%, коньяка - в 6 (!) раз. Трудно судить, что там за коньяки получались при такой ускоренной выдержке, но с их помощью (наряду с решениями по замораживанию заработной платы, увеличением тарифов на коммунальные услуги, многомиллиардными внешними заимствованиями) правительство, очевидно, рассчитывало компенсировать хотя бы часть бюджетной недоимки, произошедшей в результате резкого спада промышленного производства и реализации продукции в целом.
Ажиотажное увеличение производства стало одной из причин того, что на 1 января текущего года складские запасы (не считая запасов в торговле) водки и ликеро-водочных изделий составили 143% от объема запасов на 1 января 2007 года, вин виноградных - 129,6%, вин плодово-ягодных (пресловутых "чернил") - 200,9%.
С точки зрения винопития, январь - месяц особый. Поэтому запасы спиртного удалось несколько сократить. Но на 1 февраля 2009 г. по сравнению с 1 февраля 2008 г. запасы водки и ликеро-водочных изделий были больше на 31,6%, виноградных вин - на 42%, плодовых вин - на 62,8%, коньяка - в 2,7 раза.
В общем, у каждой отрасли свои проблемы и, как недавно образно выразился бывший премьер-министр РБ Сергей Линг, вирус кризиса никого не обходит стороной. Возможно, за исключением милиции, которая недавно подтвердила решимость и впредь проводить дни трезвости. Но теперь негласно, без предварительного оповещения пьющей общественности, дабы она не смогла заранее создать соответствующие запасы.
Вероятно, таким образом милиция истолковала идеологический лозунг дня, фактически объявивший борьбу с кризисом делом всенародным. Хотя, возможно, перепутала при этом свои окопы с чужими и стала, образно говоря, стрелять по своим и без того изрядно потрепанным частям. Как сообщило БЕЛТА со ссылкой на Белстат, в Беларуси в январе 2009 года реальные денежные доходы населения уменьшились на 15% по сравнению с декабрем 2008 года. А это само по себе создает непреодолимые преграды для увеличения розничного товарооборота, в том числе и алкогольного.
При таком численном перевесе противника "бойцы" вообще предпочитают пить самогон.
Важно отметить, что складские запасы в прошлом году росли наряду с ростом статистических реальных доходов населения на 12,7%. Это было даже выше прогнозного показателя (9-10%).
К слову, увеличению складских запасов в отраслях, производящих продукцию широкого потребления, в январе не смог помешать даже кратковременный, но бурный, потребительский бум, разразившийся после новогодней разовой девальвации национальной валюты. По всему выходит, что решение проблемы сбыта, без чего невозможен выход из кризиса, потребует на первоначальном этапе резкого сокращения объемов производства. Но при явном наличии у правительства дефицита стратегических подходов к ее решению отсутствием оптимизма оно не страдает. Поэтому высказываются предположения, что производство ВВП "будет выравниваться", а затем выйдет на запрогнозированные высоты. А что касается запасов, то постановлением Совета министров от 9 марта № 298 предписано установить их в целом по промышленности в размере 57,5% среднемесячного объема производства.
В I квартале соотношение складских запасов и среднемесячного объема производства должно составить не более 77%, в первом полугодии - 69%, за девять месяцев - 63%. Установлены также нормативы запасов складской продукции для отраслевых министерств, концернов, облисполкомов и Минского горисполкома.
Как сказано в комментарии БЕЛТА, нормативы запасов установлены для обеспечения выполнения основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2009 год, повышения эффективности функционирования организаций промышленности. Контроль за выполнением данного постановления возложен на Министерство экономики.
А кто, собственно, сомневается в возможностях правительства и в особенности Минэкономики? В продолжении ряда лет без его соизволения ни один субъект хозяйствования и даже целые социальные группы (индивидуальные предприниматели и прочий близкий к ним по эгоистичным экономическим интересам люд) пикнуть не смели.
И счастье было так возможно. Сигналы об этом все еще подают министерства и ведомства, оценивая свой собственный вклад в экономику страны. Так, БЕЛТА сообщило такую радостную весть из МИДа: Беларусь в 2008 году вышла на рынки 10 новых стран. Географию сбыта белорусской продукции пополнили Панама, Лаос, Французская Гвиана, Гайана, Албания, Нидерландские Антилы, Маврикий, Того, Нигер, Уругвай.
Про Нидерландские Антилы, Маврикий и Того особенно впечатляет. Так и хочется воскликнуть: что это за географические новости? И когда начинаешь сам себе на этот вопрос отвечать, перестаешь радоваться, что "за прошлый год увеличилась и номенклатура поставок в ряд государств, которые являются традиционными партнерами нашей страны. Так, в 2008 году белорусские автобусы поставлялись в Германию, Армению, Словакию, Латвию, Венесуэлу, Швецию, на Кубу; грузовые автомобили - в Анголу, Нидерланды, ОАЭ, Пакистан, Турцию; тракторы и седельные тягачи - в Анголу, Замбию, Нигерию, Кот-д'Ивуар, Турцию, Корею, Словению. Двигатели внутреннего сгорания начали экспортироваться в Судан, Грузию, Гвинею, Румынию, Австралию, Кипр, Афганистан; дорожная техника - в Венесуэлу, Гану. Расширилась география поставок телевизоров, мебели, холодильников, лекарственных средств".
В перестроечные времена, когда мало кто не мечтал о переменах, все это называлось гораздо скромнее: выйти на мировой рынок, чтобы что-нибудь там купить-продать. Хоть что-нибудь. Оказалось, что лучше всего продается сырье, используемое нашими предприятиями для производства продукции, и металлический лом, в который она превращается после эксплуатации. А вот сама продукция расходится с трудом.
Но если по цене лома...
Это так, размышления по случаю. Если же всерьез, то в МИДе подчеркнули, что "2009 год обещает быть более сложным. Поэтому сегодня активно ведутся анализ ситуации во внешнеэкономической сфере и выработка конкретных действий по недопущению снижения экспортных поставок". А целью этого является дальнейшая диверсификация внешней торговли, что предусмотрено планом мероприятий на текущий год по реализации Национальной программы развития экспорта, достижение которой будет осуществляться в скорректированных на 2009 год страновых, отраслевых и территориальных стратегиях. Предусматривается широкий комплекс мер, направленных на расширение товаропроводящей сети, создание сборочных производств, сервисных центров по обслуживанию поставленной ранее техники.
Разработаны планы по наращиванию экспорта в страны - важнейшие партнеры, в которых указаны основная номенклатура товаров и объемы поставок не только в стоимостном, но и в физическом выражении. В 2009 году должны получить развитие механизмы кредитования, страхования экспорта, лизинга.
Как полагают в МИДе, в комплексе принимаемые меры будут способствовать не только сохранению уже завоеванных рынков, но и дальнейшей товарной и географической диверсификации белорусского экспорта.
Каждое слово в этом тексте, взятое по отдельности, понятно, сам текст в целом - не совсем. Три года назад, когда говорили о необходимости развивать внешнюю торговлю страны в агрессивных формах, завоевывать для белорусской продукции нетрадиционные и емкие рынки всяких там "драконов и тигров", оптимизма хоть и не было, но присутствовала ясность в вопросе, чего хотят. Тут же всего лишь диверсификация посредством проникновения на армянские и грузинские рынки. Как мертвому лекарство...
А пока дипломаты развлекают журналистов бывальщинами об огромном экономическом потенциале экзотических стран, внешняя торговля Беларуси скатывается в пропасть. В январе 2009 года произошло катастрофическое сокращение ее объемов: экспорт товаров составил 1.319,9 млн. USD (54,6% к январю 2008 года), импорт - 1.763,1 млн. (67,2%).
Постоянной величиной остается только отрицательное сальдо внешнеторговых операций.
Впрочем, исполнение остальных "важнейших показателей социально-экономического развития" тоже не радует. Они не хотят исполняться. Но главное, не видно причин, способных их на это подвигнуть.