Предельные отпускные цены на продовольствие до конца текущего года будут увеличиваться ежемесячно. Хлеб и хлебобулочные изделия за ноябрь-декабрь суммарно подорожают на 4%, молоко, кефир, сметана и творог - на 5%. Такое решение, по информации БЕЛТА, содержится в постановлении Министерства экономики № 119.
Предельные отпускные цены на говядину и свинину в октябре увеличены на 5%, в ноябре повысятся на 4%.
Официальная причина повышения розничных цен на продовольствие на протяжении нескольких лет остается неизменной: значительно подорожало сельхозсырье, выросли цены на используемые топливно-энергетические и материальные ресурсы. Кроме того, рост цен связывают с убыточностью и низкой рентабельностью производства социально значимых продовольственных товаров.
Отметим, что за январь - сентябрь 2008 года предельные отпускные цены на хлеб и хлебобулочные изделия выросли на 11% (в среднем на 1,22% в месяц), молоко, кефир, сметану и творог - на 11,5% (1,28%), свинину - на 6,7-8,3% (0,75-0,92%), говядину - на 15,4% (1,7%).
И хотя правительство из последних сил старалось сдержать цены и не дать им превысить 12-14% к уровню прошлого года, очевидно, что направить инфляцию в обозначенный коридор не удастся. И с уверенностью можно утверждать, что на рост инфляции к концу года, в том числе на повышение цен на продукты питания во многом повлиял мировой финансовый кризис.
Не могло не затронуть.
По словам заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Михаила Савельева, нет ни одной отрасли хозяйства Беларуси, на которую кризис не мог бы не повлиять. Однако сельское хозяйство может стать как раз той отраслью, на которой кризис отразится в меньшей мере.
М. Савельев отметил, что производство сельхозпродукции в Беларуси практически на 50% превышает потребность внутреннего рынка. Это значит, что даже в самой плохой для экономики ситуации можно быть уверенными, что население не будет голодать. Вместе с тем замминистра не исключает, что у белорусских производителей могут возникнуть проблемы со сбытом продукции.
"В мире голодает много народу, - отмечает М. Савельев. - У нас не перепроизводство продовольствия на земном шаре, а недостаток. Я считаю, что производства продовольствия кризис коснется в меньшей степени".
С чиновником согласен директор Института системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси кандидат экономических наук Валерий Бельский. Однако, по его словам, те страны, которые остро нуждаются в продовольствии, неплатежеспособны. Беларусь могла бы поставлять продукты питания в страны Африки (ведь говядина поставляется в Россию из Аргентины, а значит, и из Беларуси в Африку вполне может экспортироваться), однако рассчитывать на добросовестную и своевременную оплату этих стран не приходится.
Вместе с тем В. Бельский уверен, что со сбытом продовольствия у Беларуси не должно возникнуть проблем и в течение нескольких месяцев ситуация во внешней торговле продовольствием может кардинально измениться.
"Те, кто сегодня отказывается от белорусских продуктов, завтра будут в них крайне нуждаться", - считает ученый.
Так, белорусская молочная продукция занимает 7% объема молочного рынка России и 15-16% рынка европейской части нашего восточного соседа. Это достаточно существенный объем, который в условиях еще и масштабного продовольственного кризиса не так-то просто восполнить.
Потенциал растет.
"Опыт показывает, что в условиях экономической нестабильности потребительский спрос, в том числе на внешних рынках, может быть переориентирован на продукцию более низкого ценового сегмента", - заметил в беседе с корр. "БР" В. Бельский.
В связи с этим можно привести лишь один пример. Если килограмм аргентинской говядины стоит примерно 5 USD, то белорусская говядина вдвое дешевле.
Кроме того, у белорусских предприятий есть потенциал для работы и на внутреннем рынке. Так, потребление молока населением Беларуси составляет 235 кг на человека в год. В советский период этот показатель находился на отметке 400 кг. Конечно, признает ученый, потребитель заместил молочную продукцию другой, однако это было сделано стихийно, а потому у молокозаводов есть все шансы частично вернуть утраченные позиции.
В. Бельский считает, что в связи с нестабильностью экономик стран, в структуре ВВП которых основную долю занимает сектор услуг, в экономически развитых странах может возникнуть повышенный инвестиционный интерес к государствам, в которых преобладает производственный сектор. Как один из вариантов вложений может выступать и агропромышленный сектор Беларуси. Эксперт считает, что в такой ситуации правительству важно сформировать пакет предложений перспективных проектов в сфере агропромышленного комплекса.
Есть, конечно, ряд проблем, связанных, например, с тем, что сырьевые ресурсы в стране по факту распределены, однако и из этого положения инвестор может найти выход.
Кредиты и цены.
По мнению В. Бельского, нестабильность финансового рынка может повлечь сокращение объема кредитных ресурсов, которые являются в последнее время основным источником технического перевооружения и модернизации предприятий. Кроме того, ставки по кредитам могут существенно возрасти. Как следствие удорожания кредитов неизбежна инфляция издержек и, соответственно, усиление инфляции на потребительском рынке (что и происходит в настоящее время). А попытки ограничить рост цен административными методами могут привести к ухудшению финансового положения предприятий.
Удорожание кредитов в первую очередь скажется на выполнении госпрограмм, связанных с сельским хозяйством, которые финансируются в основном за счет кредитных ресурсов. Эта ситуация потребует от сельского хозяйства, по предварительным расчетам ученых, дополнительно 100-130 млн. USD. Например, могут возникнуть проблемы с выполнением программы закупки отечественной сельхозтехники по лизингу.
Аукнуться белорусским сельхозпроизводителям может и прошлогодний рекордный скачок цен на продовольствие. По сравнению с уровнем прошлого года пшеница на мировых рынка подешевела на 150 USD за тонну, отмечается нестабильность на рынках свинины и говядины, падают цены и спрос на молочную продукцию, что чувствительно для экономики Беларуси.
Из-за резкого падения цен на мировых рынках белорусские предприятия были вынуждены приостановить экспорт продукции. По словам заместителя председателя правления Белкоопсоюза Ивана Маковского, из-за резкого падения цен на клюкву (с 2,5 до 1,7-1,8 EUR/кг) буквально за несколько недель предприятия Белкоопсоюза были вынуждены прекратить экспорт этой ягоды в страны Евросоюза.
"Если поднимутся цены, мы будет отгружать ее на экспорт. Сегодня это экономически неэффективно", - заявил на пресс-конференции в Минске И. Маковский.
Подобная ситуация сложилась и с экспортом черники. Если в прошлом году черника поставлялась за рубеж по 2,8 EUR/кг, то сегодня цена на нее упала до 2 EUR/кг. Экспорт ягоды был временно остановлен, и только после того как цены возросли до 2,5 EUR, за рубеж было отгружено 2 тыс. тонн черники.
И. Маковский отметил, что сегодня выгоднее перерабатывать ягоду внутри страны и потом поставлять ее на экспорт.
Мнение зампредседателя правления Белкоопсоюза разделяет и замминистра сельского хозяйства Михаил Савельев. Он считает, что сегодня важно поставлять на экспорт не сырье, а готовую продукцию. Это позволит организовать слаженную работу сельскохозяйственного комплекса Беларуси и таким образом поспособствовать эффективной работе предприятий отрасли в условиях мирового финансового кризиса.