По состоянию на утро пятницы, 23 августа, Министерство сельского хозяйства отчиталось о том, что собрано 7,7 млн тонн зерна нового урожая. Это если считать вместе с рапсом. Но если оставить рапс в его естественной ботанической нише, то есть в семействе крестоцветных, то от собранного урожая останется только 6,7 млн тонн.
При этом битва за урожай на самом деле уже практически закончилась. От урожая освободили 97% белорусских полей. То есть особо добавить к урожаю нечего. Урожай, судя по всему, опять победил.
Может, не с таким разгромным счетом, как в прошлом году, когда зерна собрали меньше 6,5 млн тонн. Но вот обещанные рекорды урожая как-то уже не просматриваются. А когда битва с урожаем только начиналась, нам обещали сокрушительные рекорды и полную безоговорочную победу.
Об этом — в новом выпусуке программы "Оптимум" на ютюб-канале "Белорусы и рынок".
«10 миллионов — это неплохо, но это нижний предел. Все, что сверх десяти, — это хорошо. 11 - очень хорошо. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы иметь в этом году 11 миллионов тонн и получить хороший урожай. И не только колосовых, но и рапса», — говорил месяц назад Александр Лукашенко.
10-11 миллионов уже точно не будет. Хоть с рапсом, хоть без рапса. Минсельхозпрод еще может, конечно, немного улучшить статистику с помощью кукурузы и, главное, статистических манипуляций. Но статистическими манипуляциями закрома Родины не наполнишь.
По сравнению с прошлым годом, который был худшим годом за последние минимум десяток лет, прибавка получается минимальная.
Но суть не том, что белорусские власти опять ошиблись в прогнозах. Не в том, что эти прогнозы не совпали с реальностью. Оптимизм чиновников вообще редко совпадает с реальностью.
Все познается в сравнении. Наши власти очень любят рассказывать о том, как они сохранили сельское хозяйство.
«Мы постоянно вкладываем в аграрный сектор колоссальные силы и средства», — сказал Александр Лукашенко.
Между тем, в соседней Польше урожайность зерна составляет 47 центнеров с гектара. По итогам уборочной кампании Польша выходит на сбор зерна в 25,6 млн тонн.
Но ладно Польша. Там и страна побольше, и климат получше, и условия для сельского хозяйства более благоприятные.
А вот другой белорусский сосед – Литва. Население Литвы – 2,8 млн человек. Страна относится к зоне еще менее благоприятной для земледелия, чем Беларусь. Если в случае с Польшей или Украиной можно кивать на климат, то в случае с Литвой климатом ничего не объяснишь.
Наши чиновники очень любят рассказывать, как в Литве не осталось ни сельского хозяйства, в частности, ни экономики вообще.
«Я не говорю про Литву, там уже ничего живого не осталось», — сказал Лукашенко.
Между тем в прошлом году в Литве собрали 6,2 млн тонн зерна. Не считая рапса. Если считать с рапсом – то 7 млн. Рапса, кстати, собрали почти столько же, сколько в Беларуси. В этом году литовские фермеры рассчитывают, что урожай по весу будет примерно таким же.
То есть урожай в общем-то сопоставим с белорусским. При том что в Литве посевные площади в полтора раза меньше, чем в Беларуси. Но в Беларуси урожайность зерна составляет 32 центнера с гектара, а в Литве – 42.
В Латвии, где условия для земледелия еще менее благоприятные, чем в Литве и тем более в Беларуси, урожайность зерновых на данный момент составляет 36 центнеров с гектара.
При этом ни в Литве, ни в Латвии, ни в Польше с урожаем не воюют. Не публикуют ежедневные сводки с поля битвы о потерях и победах. Президенты, премьер-министры не контролируют ход уборочной кампании. Не инспектируют поля.
В Литве фермеры владеют 70% земли, в Беларуси 90% сельхозугодий принадлежит государству, а фермерам только четыре. И что характерно, литовские и польские фермеры прекрасно справляются без постоянного государственного надзора.
Так что литовским чиновникам не приходится строить грандиозных прогнозов на урожай и заниматься статистическими манипуляциями, чтобы объяснить, почему с этими прогнозами что-то пошло не так.