На сегодняшний день договор аренды является одним из наиболее распространенных договоров, регулирующих отношения сторон по передаче недвижимого имущества в пользование. Прежде всего, это объясняется нехваткой финасовых средств субъектов хозяйствования для приобретения собственной недвижимости.
Тем не менее, несмотря на распространенность такого рода договоров и наработанную судебную практику, субъекты хозяйствования по-прежнему допускают ошибки при их заключении. В одном случае причиной тому становится правовая неграмотность, в другом - элементарная невнимательность.
Такого рода упущениями нередко пользуются арендодатели, которые, злоупотребляя своим положением, предъявляют к арендаторам неправомерные требования. При этом косвенным виновником неприятностей порой становятся сами арендаторы, упускающие при заключении договора немаловажные формальности. Об одном из таких случаев рассказывает директор ООО "Спарта Консалт" Елена ХАЛЕЦКАЯ.
- Госучреждение передало в аренду частному предприятию для производственных нужд помещение общей площадью 100 кв. м, находившееся за пределами города. При этом одним из условий передачи было его ограниченное целевое назначение, а именно запрет на использование помещения для личных бытовых нужд, в том числе для проживания.
Помещение представляло собой часть единого комплекса - несколько комнат среди прочих, арендуемых другими субъектами хозяйствования. Все было бы в порядке, если бы арендатор при заключении договора и передачи помещения не упустил существенный момент и зафиксировал показания индивидуальных счетчиков расхода электроэнергии и воды. Результаты такой невнимательности не замедлили проявиться: по истечении 4 месяцев эксплуатации помещения арендатору пришел счет на сумму около 50 млн. BYR вместе с требованием арендодателя погасить задолженность.
Понятно, что израсходовать электроэнергии на столь высокую сумму арендатор за такой срок не мог. В досудебном порядке стороны договориться не смогли: арендатор был готов возместить только ту часть, которую, по его расчетам, он потребил.
В ходе инициированного арендодателем судебного заседания были представлены документы, подтверждающие нарушения правил пользования помещением. Выяснилось, что вопреки наложенным ограничениям в помещении проживали рабочие, которые пользовались электроплитками, холодильником, обогревателями и другими электроприборами. Данный факт, безусловно, не свидетельствовал в пользу ответчика, однако при всем том не мог объяснить происхождение колоссальных показаний расхода электроэнергии.
В свою очередь, арендатором была создана комиссия в составе представителей предприятия, третьих незаинтересованных лиц, арендодателя и энергослужбы, которая сняла показания счетчика и составила акт. Затем суду были представлены книги учета электроэнергии, которые энергонадзор обязан был вести, учитывая государственную форму собственности арендодателя.
Как оказалось, задолженность арендодателя по электроэнергии на спорную сумму образовалась еще с лета 2005 года, то есть показания в данном виде были сняты за два с лишним года до появления там ответчика, с помощью которого недобросовестный арендодатель намеревался решить финансовые проблемы, связанные с задолженностью. Этот аргумент стал решающим, чтобы дело закончилось мирным соглашением, а арендодатель отказался от излишне заявленных требований (сумма была снижена до 3 млн. BYR).
Недосмотры такого рода со стороны арендаторов - довольно типичная ошибка, в результате которой иногда приходится платить за других. Этого можно было бы избежать, если при въезде в помещение потребовать от арендодателя составления акта, зафиксировать в нем показания счетчиков и оформить его приложением к договору (если в здании стоит общий счетчик, расчет энергопотребления арендодатель делает исходя из размера и целевого назначения занимаемой площади). Такая несложная процедура позволит усилить правовое положение как арендатора, так и арендодателя.