Александр Лукашенко признался, чего хотят добиться власти новым законом о предпринимательской деятельности. Они рассчитывают, что, лишившись работы, ипэшники пойдут на заводы.
Об этом, а также о том, какой новый способ освоения российских денег нашли белорусские власти — в новом выпуске программы «Оптимум» на ютуб-канале «Белорусы и рынок».
«Совсем недавно в СМИ прошла информация о том, что белорусские субъекты хозяйствования подписали соглашение о создании нового портового терминала уже в Мурманской области», — сказал премьер-министр Роман Головченко.
Первоначально речь шла о строительстве терминала для калийных удобрений мощностью в 5-7 млн тонн в год. Но за время пути проект успел подрасти. Сейчас план состоит в том, чтобы построить порт мощностью в 25-30 млн тонн грузов в год.
Учитывая, что за прошлый год через Мурманск перевезли 56 млн тонн грузов, белорусский проект, рассчитанный на 30 млн, – это фактически строительство нового порта.
По состоянию на конец лета 2023 года стоимость строительства терминала для перевалки 4 млн тонн в Таманском порту оценивалась в 14 млрд российских рублей. Стоимость терминала на 2,5 млн тонн в том же Мурманске в 8 млрд российских рублей. То есть, на каждый миллион тонн грузов – 3,2-3,5 млрд российских рублей.
Так что порт на 30 млн тонн белорусских грузов будет стоить порядка 100 млрд российских рублей. Чуть больше миллиарда долларов по текущему курсу.
Но к порту нужно еще построить железную дорогу. Стоимость модернизации железных дорог для белорусских грузов в направлении Петербурга оценили в 1,7 млрд долларов. А в случае с Мурманском надо говорить не про модернизацию, а про строительство местами новой железной дороги. В свое время строительство новой железной дороги до Петербурга предварительно оценивали в 10 млрд долларов. Так до Мурманска возить дальше.
В общем, проект Мурманского порта, вместе с сопутствующими расходами обойдется в миллиарды долларов. И, кажется, именно ради этих миллиардов долларов Беларусь затевает строительство. Потому что на самом деле гигантский порт в Мурманске Беларуси не нужен.
На пике, в 2019 году, когда порты Балтики и Украины были еще открыты для белорусских грузов, Беларусь перевезла морем около 19 млн тонн грузов. Затем порты закрылись. Беларусь частично компенсировала их за счет портов России. В прошлом году через российские порты перевезли 14 миллионов тонн белорусских грузов. В этом году власти рассчитывают увеличить перевозку на 2 млн тонн. До 2030 года довести перевозку грузов только через порты Ленинградской области до 20 млн тонн.
20 млн тонн это уже больше, чем максимум которого получилось достичь в 2019 году. Еще 30 млн тонн, ради которых затевается строительство порта в Мурманске, в этом уравнении лишние.
Но для белорусских властей в этом проекте важен не результат, а процесс. Не построить порт, а освоить деньги на строительство порта.
Российская программа по освоению северного морского пути предусматривает расходы на 1,8 трлн российских рублей, чуть меньше 20 млрд долларов.
Поэтому и вырос проект с первоначальных 5-7 млн тонн до 25-30 млн. Если деньги не свои, то чего их жалеть? Чем больше заявишь, тем больше получишь. Железная логика освоения бюджетных ресурсов.